ЧЛЕНСТВО В ОООВИ «ВоИн»
В региональном отделении Общероссийской общественной организации военных инвалидов «ВоИн» в Калужской области членами организации являются инвалиды и ветераны боевых действий, служившие в Анголе, Афганистане, Республике Абхазия, Вьетнаме, на Кубе, в Сирийской Арабской Республике, Республике Таджикистан, Чеченской Республике, Нагорном Карабахе, Республике Южной Осетии.Сегодня мы предоставляем слово для воспоминаний о службе Пшеренкову Александру Николаевичу. Он исполнял свой интернациональный долг в Республике Куба.
Вот его рассказ.
КУБА ЛЮБОВЬ МОЯ
Советские военные специалисты на Кубе помнят, как расшифровывали название этой страны лет 50 назад: «Коммунисты у берегов Америки» или «Колумб увидел берег Америки». Шутки шутками, но Куба и по сей день остается одним из немногих оплотов светлой социалистической идеологии с такими знакомыми атрибутами: легендарным команданте ЧЕ и его соратником Фиделем Кастро, внешним идеологическим врагом в лице Штатов и небывалым, не фальшивым патриотизмом жителей острова Свободы.
Столица Кубы Гавана, один из самых красивых городов Нового света. Это множество эпох в одном городе: колониальные дворцы, кадиллаки из пятидесятых и современные небоскребы. В Гаване более 25 километров прекрасных песчаных пляжей. Да, на Кубе, есть где отдохнуть и что посмотреть: Варадеро – самый популярный курорт, Матансовские пещеры с наскальными рисунками, которым более 40 тысяч лет и много, много других прекрасных мест.
Мое знакомство с Кубой состоялось в мае 1975 года, куда мы прибыли после окончания учебного центра войск связи в городе Москве. Еще до принятия присяги в учебном подразделении, с нами курсантами, каждым в отдельности, командованием проводилась беседа по вопросу прохождения службы в Сирии и на Кубе, после окончания «учебки». Надо было всего 4 человека, из которых три на Кубу и один в Сирию. Отказников не было. После прохождения медицинской комиссии 4 человека были отобраны, в их числе и я.
Из-за военного конфликта между Сирией и Израилем весной 1975 года отправка одного специалиста была отменена.
В мае 1975 года после окончании «учебки» нас человек 15 направили в город Пушкин Ленинградской области, где на территории военного училища формировался «эшелон» в группировку советских военных специалистов на Кубе. Личные документы, военную форму сдали, переодели в гражданскую одежду и объяснили, что все мы солдаты срочной службы теперь по легенде являемся сельхозспециалистами.
Вечером 12 мая нас доставили в торговый порт города Ленинграда, посадили на теплоход «БАЛТИКА» и мы тронулись в путь, длинной в 14 дней. Каюты были 2-3 местные, питались в ресторане. Также с нами следовали семьи прапорщиков и офицеров Советской Армии.
Как говорится, чтобы служба медом не казалась, нас задействовали в хозяйственной работе, мыли палубу, занимались покрасочными работами в машинном отделении…
Две недели пролетели очень быстро. И мы прибыли в Гавану. Разгрузились, и на автобусах нас повезли к месту дислокации 7-ой отдельной мотострелковой бригады, километрах в 40-ка от Гаваны. Два дня пробыли в карантине, где нас переодели в спецовку, в которой из военной атрибутики был только солдатский ремень да звездочка на кепи. Утром на построении нас стали распределять по подразделениям и все поняли служба будет настоящая, а не курорт, увидели как по территории части маршируют «сельхозспециалисты» с песней «Куба любовь моя, остров зари багровой»… Но не так страшен черт как его малюют, ко всему привыкаешь к жаре, влажности, комарам, паукам («черные вдовы»). Непривычно в начале было только одно – отсутствие хорошей, прохладной питьевой воды. Местную воду можно было употреблять только после кипячения.
Солдатский быт был устроен в целом нормально, норма питания увеличена, фильмы, концерты показывали регулярно, а вот поездки на море увы были редкими (раза два) за всё время.
Службу я проходил в роте связи, в начале дежурным оператором аппаратной спецсвязи, а с ноября 1975 года начальником аппаратной спецсвязи ЗАС.
Трудновато конечно было танкистам, пехоте, потому что жара, влажность давали о себе знать, а занятия и учения были часто и проводились в присутствии военных кубинцев. Также бригаде вменялась в обязанность охрана советских представительств на случай ЧП.
Особенно хотелось сказать добрые слова в адрес населения Кубы. Это замечательные, добрые, гостеприимные люди.
Можно много рассказать смешных историй, но трагические случаи тоже имели место, но главное мы добросовестно и честно исполнили свой интернациональный долг. Ни о наградах и о привилегиях солдаты не думали.
Полтора года службы закончились, и мы расставались с Кубой, бросая монетки в море, в надежде когда-нибудь вернуться сюда. И над морем с палубы теплохода «БАЛТИКА» в исполнении трехсот возмужавших парней и офицеров звучала песня «Куба любовь, моя остров зари багровой, песня летит над планетой звуча Куба любовь моя…»
А впереди ждала зимняя Россия.
А.Н. Пшеренков
Ветераны Управления ФСБ по Калужской области
А.Н. Пшеренков осенью 2021 г.
Пресс-служба РО ОООВИ «ВоИн» в Калужской области